add share buttons

Уместны ли застолья на поминках?

Уместны ли застолья на поминках?

Смерть человека – это всегда неожиданное и печальное событие, особенно если уходят из жизни близкие и дорогие люди. Родные стараются проводить умерших в последний путь, соблюдая христианские традиции. Но в последнее время в результате излишней помпезности поминки превратились в пышные застолья, на которых угощают разнообразными блюдами и алкоголем. О том, как должны проходить похороны и поминки, корреспондент поинтересовалась у священников трех вероисповеданий.


 

Иерей Алексей Пытько, священнослужитель храма Святителя Тихона г. Ганцевичи:

– Смерть для христиан не есть конец пути, это переход к другой жизни. Смерть – это завершение земного пути, конец страданиям человека, это то, к чему христианин стремился всю жизнь. Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы. Как говорит Господь, «всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт во веки»(Ин.11:26). Поэтому умирающий православный христианин не перестаёт быть членом церкви, и вся Церковь сохраняет молитвенное общение с ним.

 

Молитвенное общение с умершим христистианином поддерживает каждый из нас в своих личных молитвах, а также в церкви проходят службы в особые дни: 3-ий, 9-ый, 40-ой и в особые дни поминовения усопших. Вся эта традиция выработалась на протяжении веков и имеет под собой серьёзное богословское обоснование.

 

Вспоминать христианина за трапезой – древний обычай. Но Церковь всегда учила, что употреблять спиртное на поминках категорически нельзя. Вино – это символ земных радостей, а тут нужна наша молитва и доброе слово, пить алкоголь нельзя ни в коем случае, это оскорбление усопшего и грех.

 

Кроме молитвы за усопших ещё одним действием поминовения их является милостыня. Это не только подаяние нищим, но и любая помощь нуждающимся. Как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Роскошное погребение не есть любовь к усопшему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, то самый достойный способ – это милостыня».

 


Ксёндз Ян Соломон, настоятель Костела Посещения Святой Девы Марии в Ганцевичах:

 

– Вера в воскресение и жизнь вечную присутствует уже в Ветхом Завете. Новый Завет укрепляет веру в воскресение.

 

Иисус говорит: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин 11, 25). С собственного опыта знаем (и Библия подтверждает), что все мы грешники и можем только уповать на Божие милосердие. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верным и праведным, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды», – учит Св. Ян Евангелист (1 Ин 1,8-9). Поэтому Церковь молится за усопших. Хотя Православная и Римско-католическая Церковь имеют разное представление насчёт того, что ожидает душу в период от смерти до Страшного Суда, разделяем общую веру в воскресение и необходимость молитвы за усопших, которым нужна наша молитва и только молитва.

 

Застолье и ритуалы, связанные с едой и выпивкой, – это языческие обряды. Поминать мёртвых – значит, молиться за них индивидуально, а также просить о молитве Церковь.

 

Особенный день поминовения мёртвых у католиков – 2 ноября. 1 ноября празднуем День Всех Святых, и в этот день прославляем Бога за всех, кто уже созерцает Его в небе, согласно словам Апокалипсиса «После всего взглянул я, и вот великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло перед престолом и перед Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветками в руках». (От 7, 9). 2 ноября молимся, чтобы Бог принял на Небо всех, кто ожидает Его милосердия. Поминовение умерших продолжается до 8 ноября. Поминаем усопших в 30-ый день после смерти и в годовщину смерти. Кроме этого, можно поминать умерших в любой день, например, в их день рождения.

 

На могилы не носим еду, конфеты, не ставим рюмки с алкоголем, а зажигаем свечи, оставляем цветы, предпочтительно живые. Цветы – это не только украшение, это знак жизни. Цветы символизируют нашу веру в то, что души умерших живут у Бога, а их тела тоже оживут в последний день.

 


Василий Рабцевич, старший пастор церкви ХВЕ по Ганцевичскому району:

 

 

– В Священном Писании говорится (Матвея 7;21): «Не всякий говорящий мне Господи войдет в Царствие Небесное, но исполняющий волю Отца моего Небесного». Будет день и будет суд, когда каждый ответит за свои дела и мысли. И поэтому, сколько бы мы ни молились за умерших, сколько бы ни заказывали молитв за покойного, они ему уже не помогут.

 

В Писании рассказывается, что было, когда умер Лазарь (Иоанна 11;25): «Иисус сказал ей (сестре Лазаря – Марии): – Я есть воскресение и жизнь, верующий в меня если умрет – оживет, и всякий живущий, верующий в меня, не умрет вовек». Это значит, что не надо плакать, когда человек умер. Христос есть Воскресение и жизнь. Откровение 14.13: «И услышал я голос с неба, говорящий мне, напиши, отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе. Ей говорит дух, а не успокоится ей трудов своих. Дела их идут вслед за ними». Это значит, что каждый день и каждую минуту пред Богом пишется памятная книга, и ни ангел, ни священник туда доступа не имеют. Пока мы живем, Бог дает нам возможность покаяться, обратиться к Нему, получить прощение грехов и наследовать жизнь вечную.

 

На похороны собираются верующие люди, мы читаем Священное Писание, поем похоронные псалмы, совершаем молитву и хороним. Затем садимся за стол печали и употребляем пищу (хлеб печали) без спиртных напитков. Мы имеем право хоронить неверующих родственников. Если на столах будет спиртное, то с кладбища мы сразу же уходим домой. В Писании говорится, что блаженнее ходить в дом плача, нежели в дом веселия, по той причине, что всякий мудрый положит происходящее к сердцу своему. Человек, который рассуждает, поймет, что ему однажды придется переменить какие-то поступки в своей жизни, во всяком случае покаяться. Сила духа приходит через слово Божье и помогает пережить утрату близкого человека.

 

Источник

简体中文EnglishFrançaisDeutschItalianoРусскийEspañol